Что такое дистанционное образование

Дистанционное образование - это особая образовательная технология, возникшая в результате взаимодействия пяти факторов:

  • сдвиги в иерархии жизненных ценностей - хорошее образование ценится все больше и больше;

  • возрастание потребности современного рынка труда в высокопрофессиональных и компетентных специалистах;

  • динамизм современной жизни, заставляющий профессионалов активно перемещаться как в пространстве, так и по социальной лестнице;

  • глобализация и интернационализация современного рынка труда, технологий и услуг;

  • научно-технологический прогресс, позволивший ввести в образовательные процессы современные средства коммуникации и обработки информации.

Решившись обучаться дистанционно, Вы получите возможность:

  • Получить степени (квалификации) по лицензированным направлениям и специальностям, используя для этого современные телекоммуникационные каналы и оборудование;

  • Повысить свою квалификацию или получить новую, более востребованную на рынке труда специальность;

  • Учиться, не выходя из дома или офиса и даже находясь в командировках или в отпуске 24 часа в сутки 7 дней в неделю;

  • Строить свой индивидуальный график и расписание обучения;

  • Получать консультации высококвалифицированных профессоров, доцентов и специалистов-практиков;

  • Успешно завершив обучение и пройдя государственную итоговую аттестацию, получить государственный диплом.

МИФЫ О ДО

Дистанционное образование еще не успело как следует стать на ноги, а уже обросло такими легендами и мифами, что если бы все они воспринималось всерьез, ДО следовало бы уничтожить в зародыше и запретить употребление соответствующих слов.

Попробуем развеять самые живучие мифы о ДО:

Миф первый - отсутствие "живого" контакта между преподавателем и учащимися снижает качество обучения; виртуальное обучение - виртуальные знания.

При прочих равных условиях наличие или отсутствие общения мало влияет на качество обучения. Структура очного учебного процесса в большинстве вузов такова, что времени именно на учебное общение крайне мало: общения на лекциях нет, на семинарах, проводимых в традиционных формах, при написании курсовых и рефератов и при подготовке к зачетам и экзаменам студенты также общаются немного. Кроме того, бoльшая часть информации воспринимается человеком через зрение, а не через слух. Таким образом, для многих студентов "общение" малозначимо.

Насчет виртуальных знаний. По сути, знание, полученное любым путем, будет виртуальным: информация, прежде чем стать знанием, проходит через цепь рецепторов, накладывается на имеющие ассоциации, обрабатывается и "раскладывается" в мозге по местам. Но между выдачей информации и ее получением всегда есть определенная дистанция – как временнaя, так и пространственная. С этой точки зрения очный учебный процесс мало чем отличается от дистанционного.

Немаловажное значение имеет также мотивация учащихся. У студентов-дистанционников она очень велика, они осознают, что в ДО результат зависит от них самих больше, чем при очном обучении. Это отчасти компенсирует недостаток живого учебного общения. В конце концов, дистанционный вариант получения образования, также как и заочный или экстерновый, выбирает сам студент.

И, наконец, в большинстве дистанционных программ есть так называемая контактная фаза, когда студенты встречаются с преподавателями.

Миф второй - качество знаний, полученных при ДО, ниже, чем при очном обучении

Это в решающей степени зависит от участников образовательного процесса и качества учебных программ.

Другой фактор – опять же мотивация учащихся. Те, кто хочет учиться дистанционно, уже имеют определенную базу знаний (хотя бы в области современных средств коммуникации) и ориентированы именно на получение образования, а не корочек.

Миф третий -учиться дистанционно намного легче и комфортнее, чем очно, что расхолаживает. Учишься, когда захочешь и сколько захочешь.

С точки зрения удобства и комфортности – да. Но вряд ли это недостаток, особенно если сравнить с условиями, в которых проходят очные занятия во многих современных российских вузах.

А вот учебная дисциплина в ДО – понятие гораздо более конкретное, чем при очных занятиях. В том числе и потому, что студент четко осознает следующее: его успехи в большой степени зависят как раз от соблюдения учебной дисциплины. Есть достаточно жесткий график учебной отчетности, контролей, общения с преподавателем и администрацией.

Миф четвертый - когда учишься дистанционно, легко писать работы и сдавать экзамены – списал и прислал.

Этим больше страдает традиционное заочное образование (да и очное - кто из советских-российских студентов ни разу не списывал на экзамене…) В дистанционных же курсах нет работ, предполагающих списывание. Если же прислана работа, которая списана (это очень легко определяется), то она не принимается. Это специально оговорено в инструкции. При сдаче экзаменов студентам-дистанционникам нет смысла списывать, так как традиционных билетов здесь нет. В дистанционных программах наиболее распространены тесты и профессионально-ориентированные задачи, при решении которых учебником и дополнительными материалами пользоваться даже рекомендуется. На тесты же, особенно итоговые, часто предлагается отвечать в режиме реального времени, причем каждый вопрос "висит" на экране строго определенное время. Не уложился, полез в учебник или лекции - вопрос исчез и считается не отвеченным. А главное – зачем? Если хочешь получить образование, а не бумажку, то, списывая, вредишь прежде всего себе. ДО все же ориентировано на людей, желающих получить именно образование, а не корочку.

ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

Что представляет собой дистанционное обучение?

Дистанционное обучение представляет собой "интерактивный, асинхронный образовательный процесс с использованием компьютера". Выражаясь более простым языком, этот процесс базируется на общении студентов и преподавателей при помощи компьютера, что позволяет объединить обучающихся в интерактивные группы, несмотря на место их проживания. В основном такая форма обучения рассчитана на специалистов, которые хотят продолжить свое обучение или на людей, которым нужно завершить обучение в колледже, но которые из-за места проживания, работы или по каким-то другим причинам не могут проходить обучение в очной форме.

При зачислении в дистанционную группу вы получаете специальный компьютерную программу, при помощи которой вы будете общаться с университетом, вашим преподавателем и сокурсниками. Как только вы установите ее на ваш компьютер, перед вами появится ознакомительная программа, с помощью которой вы сможете узнать о работе данной системы.

Данные курсы ограничены во времени. Существуют определенные даты начала и завершения каждого курса, сдачи домашних заданий, а также специально отведенное время для проведения семинарских занятий. Эти временные требования отражены в программе курсов, а также будут еженедельно подтверждаться вашим преподавателем.

Должны ли студенты работать с компьютером работать в одно и то же определенное время каждый день

Нет. Вы выполняете все домашние задания самостоятельно и подключаетесь к компьютеру только для того чтобы переслать или наоборот, получить необходимые материалы. Другими словами, вы отсылаете свои письменные работы, чтобы с ними могли ознакомиться преподаватели и студенты, а потом забираете ответы в любое удобное для вас время. В этом и заключается асинхронное общение, что составляет важную особенность дистантного обучения.

Как Вы думаете, не было бы полезнее проводить семинарские занятия в режиме реального общения, так как это обычно происходит в обыкновенных аудиториях?

Дистанционное обучение создано для того, чтобы пользоваться преимуществами развития информационных технологий, а не для простого копирования обычных занятий в аудитории. Наши интерактивные студенты загружены работой и, следовательно, общение со своей группой в какое-то фиксированное время представляло бы для них определенные трудности и неудобства. При асинхронной форме обучения студенты могут общаться в любое удобное для них время.

Вдобавок у дистантного образования существуют значительные преимущества, касающиеся самого процесса обучения. Весь материал подается исключительно в индивидуальном порядке. Студент может самостоятельно просмотреть архивы группы (комментарии, лекции и т.д.) и затем составить свои собственные отзывы.

Опишите пожалуйста, как обычно проходит процесс обучения

Обычно, в начале недели преподаватель пересылает предварительную информацию о тематике на предстоящую неделю и утверждает индивидуальные задания, дает устные и письменные работы.
Преподаватель обычно также пересылает небольшую лекцию или просто уточняет материал, запланированный на неделю, а также предлагает вопросы по данной тематике.

На протяжении всей недели вы самостоятельно выполняете устные и письменные задания, а также пользуетесь компьютерной программой для участия в семинарских занятиях группы. Также при помощи компьютера вы можете задавать все интересующие вас вопросы.

Когда вы заканчиваете работу над домашними заданиями, вы пересылаете их преподавателю. Он оценивает ваши работы и возвращает их вам обратно с комментариями.

Могу ли я лично общаться с преподавателем и другими студентами?

Да, программа позволяет студентам общаться как в группе, так и индивидуально. Вы также можете связаться с преподавателем по телефону.

Скажите, не сказывается ли отсутствие студентов на занятиях и общение только через компьютер на качестве образовательного процесса?

Отсутствие прямого общения, конечно же, имеет свои недостатки, но это ни в коей мере не сказывается на качестве обучения.

Самая главная проблема заключается в отсутствии прямого визуального контакта. Но студенты и преподаватели смогли найти другие способы, компенсирующие этот недостаток.

Обучающие материалы и сама методика преподавания адаптированы к условиям, когда информация воспринимается исключительно визуально, пользуясь преимуществами интерактивных средств.

У всех студентов дистанционных групп есть одинаковые возможности для активного участия в семинарских занятиях.

Дискриминация по расовым или половым признакам полностью исчезает в атмосфере интерактивного общения. В результате мнение каждого студента учитывается и привлекает всеобщее внимание.

Чем данная форма обучения отличается от заочного обучения?

Заочное обучение главным образом базируется на самостоятельной работе студента. При этом общение происходит только между студентом и его преподавателем, причем в письменной форме. 
Дистанционное обучение делает акцент прежде всего на методе совместного обучения в группах.

Совместные групповые семинары, дискуссии и диалоги обеспечивают поддержу и понимание каждому члену группы.

При этом полностью исчезает изолированность, которая характерна для заочного обучения.

Метод обучения в дистантных группах также способствует накоплению знаний, так как студенты постоянно обмениваются информацией.

Сколько часов в неделю следует отводить под занятия?

Если бы вы посещали обычные занятия в университете, вам бы пришлось проводить в нем 3-4 часа в неделю (по каждому курсу). Кроме того, на подготовку к занятиям, контролям, написание домашних работ уходит обычно (в среднем) еще 3-4 часа в неделю. В целом же студенты-очники загружены 40-45 часов в неделю. Следует ожидать, что загрузка студента дистантной программы будет ненамного меньше.

Как часто я должен буду связываться со своей группой?

Следует иметь в виду, что с сервером надо будет связываться минимум один раз в день и 5 дней в неделю. Ваше персональное расписание (семестровый график) поможет вам определиться, как построить ваше общение с группой более эффективно.

Важно ли, какой у меня компьютер и программное обеспечение?

Рекомендуется компьютер со следующими минимальными параметрами: процессор 486, 16 Mb RAM, 500 Mb HDD, SVGA монитор, 28.8 BPS модем. ОС – минимум Windows 95 и MS Office 95. Желателен доступ в Интернет, хотя, в принципе, возможно общение по электронной почте. Но работа в Интернете предоставляет студенту гораздо больше возможностей по поиску дополнительной информации (в инструкциях преподавателей будут приводиться полезные адреса).

Кому больше подходит Дистанционное Образование

Отвечая на данный вопрос, мы отдаем себе отчет, что круг возможных участников дистанционных программ в России и в других странах мало чем отличаются. На наш взгляд, наибольшую пользу от дистанционного образования могут получить тот, кто:

  • хочет получить или продолжить образование, но не хочет бросить работу. Молодым людям в России очень сложно получить хорошую работу. И те, кто работают, очень ценят ее и часто встают перед дилеммой – учиться или работать, поскольку руководители фирм неохотно отпускают работников. Мы хотим предложить вариант – и учиться, и работать.

  • живет далеко от вузовских центров страны. В России 150 млн. человек. Из них всего около 30 млн. живут в мегаполисах и близких к ним регионах, таких как Москва, С.-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Новосибирск, Омск, Иркутск. Традиционно именно в этих регионах были и остаются самые сильные вузы. Раньше, при относительно низкой цене проезда и проживания абитуриенты и студенты СССР были намного более мобильны. Сейчас же мало кто может себе позволить из глубокой Сибири приехать даже в Новосибирск, не говоря уж о Москве. С другой стороны в России есть относительно "молодые" регионы, испытывающие "образовательный голод" – нефтегазовые города Западной Сибири, Урал, побережье Дальнего Востока. Тамошние вузы не могут утолить этот голод ни количественно, ни качественно.

  • хочет получить новую специальность или повысить квалификацию по имеющейся. Развитие рынка в России сделало ненужными очень многих военных, инженеров, промышленных рабочих и т.д. Зато появилась острая потребность в "сервисных" и коммуникационных профессиях – менеджеры, юристы, психологи, социологи и т.д. Поэтому сейчас необычайно бурно развился рынок вторых профессий и переподготовки.

  • часто ездит в командировки (или просто часто путешествует). Таких людей в России также стало заметно больше.

  • имеет физические недостатки, не позволяющие обучаться очно или в традиционной заочной форме. Раньше лишь единицы из этой категории могли получить высшее образование. Даже заочникам нужно было 2 раза в год ездить на сессии в вуз. Большинству людей с серьезными физическими недостатками это было недоступно.

  • достаточно хорошо знаком с современными коммуникационными средствами и программами. Количество таких людей увеличивается лавинообразно.

По материалам сайтов http://www.mnepu.ru/ и http://moodle.org

Последнее изменение: Среда, 5 Апрель 2017, 10:18